КОРНЕЙЧУК Б.В., СИМКИНА Л.Г. МАКРОЭКОНОМИКА. ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ.
СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Макроэкономика является одной из немногих экономических дисциплин, которые не имеют устоявшейся и общепринятой структуры изложения учебного материала. Это связано с широтой охватываемых ею проблем и их теоретической сложностью. Поэтому разные учебники и и учебные пособия по макроэкономике существенно различаются по содержанию, методологии, терминологическому аппарату, глубине изучения материала и т.д. В такой ситуации весьма сложно ориентироваться нашему студенту, который, как правило, не может найти литературу, отвечающую содержанию прослушанных (или пропущенных) им лекций по макроэкономике, поскольку они носят авторский характер и не «привязаны» к какому-либо конкретному учебнику.

Настоящее учебное пособие задумано авторами как практикум по макроэкономике. Но с учетом вышеизложенных обстоятельств было бы совершенно бессмысленно предлагать только практические задания без изложения соответствующих разделов теории. Поэтому данное пособие разработано по принципу «три в одном», т. е. оно содержит краткое изло-жение основ теории, числовые задачи и тесты. Такая структура делает его совершенно независимым от других учебников, а поэтому оно может быть использовано при самостоятельном изучении макроэкономики. Изучив азы теории, можно смело приступать к решению задач, большинство которых уже решено, а остальные снабжены ответами. Степень усвоения материала легко проверяется с помощью разнообразных тестов, расположенных в конце каждого раздела.

Структура учебного пособия отвечает взглядам авторов на цели и содержание курса макроэкономики. Мы убеждены, что доминирующая сейчас тенденция тотальной математизации учебного материала в данном случае является нежелательной и даже вредной. Истощив свои небезграничные силы на расшифровывание многоэтажных формул и запутанных графиков, студент на момент сдачи экзамена уже нередко не может ответить на самые простые вопросы, относящиеся к сути макроэкономических явлений: инфляции, безработицы, денежного обращения, экономического роста и т.д.

Для того чтобы отделить часть материала, относящуюся к реальным макроэкономическим процессам, от той его части, которая представляет собой собрание чистых измышлений (нередко гениальных), оформленных в экономико-математические модели, мы разделили учебное пособие на две части: «Основы функционирования рыночной экономики» и «Макроэкономические модели». Первую часть мы рассматриваем как программу-минимум, авторуда — как программу-максимум. Иными cловами, мы положительно оцениваем знания тех студентов, которые твердо усвоили первую половину курса и считают излишним для себя изучение моделей, которые в силу своей сложности представляют собой скорее эстетическую ценность, нежели учебно-методическую.

Думая в первую очередь о студентах, авторы учитывали также и интересы преподавателей. В учебном пособии имеется большое количество задач с параметрами. Представляя конкретные числовые значения параметров, можно легко получить большое количество индивидуальных заданий. Для большей части таких задач ответы приведены в параметрической форме, что упрощает процедуру оценки знаний студентов.

Мы желаем успеха нашим читателям в работе с пособием и с благодарностью примем доброжелательные (и не очень) замечания и пожелания.

Борис Васильевич Корнейчук,
профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета
Людмила Георгиевна Симхина,
профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета

30марта2002г.