КОРНЕЙЧУК Б.В. ЭКОНОМИКА: УЧЕБНИК
М.: Экономистъ, 2004

Учебник предназначен для студентов, изучающих дисциплину «Экономика» в высших учебных заведениях неэкономического профиля. Он также может быть успешно использован студентами экономических специальностей, поскольку содержит основные разделы, Уходящие в государственный образовательный стандарт по дисциплине «Экономическая теория». Полнота изложения и доступность мате-риала делают учебник полезным для преподавателей и учащихся общеобразовательных учебных заведений.

Учебник выполняет четыре основные задачи, которые соответствуют четырем основным целям преподавания экономики. Во-первых, экономика, как гуманитарная дисциплина, помогает студентам сформировать свое мировоззрение, систему ценностей, гражданскую позицию. Во-вторых, экономика — аналитическая дисциплина, которая имеет свою систему методов исследования, понятий и терминов (эла-стичность, равновесие, предельные величины и др.). Первый раздел учебника, «Введение в экономическую теорию», состоит из двух глав. Первая глава раздела посвящена истории экономической мысли, а во второй главе изложены предмет, важнейшие понятия экономической теории и основные методы экономического анализа. В-третьих, экономика — фундаментальная наука, в которой важнейшую роль играют абстрактные модели. Их изучение позволит понять скрытые причины сложных процессов, происходящих в рыночной экономике. Наиболее формализованной частью экономической науки является микроэкономика, которая упрощенно описывает поведение отдельных экономиче-ских субъектов: потребителей, производителей, фирм и т.д. Ей посвящен второй раздел учебника. Что касается макроэкономики, то зачастую эту часть экономической науки излагают в излишне абстрактном виде, в ущерб анализу реальных процессов, которые обсуждаются в обществе и требуют научно обоснованных комментариев специалистов. Поэтому в данном учебнике акцент сделан не на сугубо формальном описании макроэкономических моделей, а на иллюстрации теоретического материала статистическими данными и описании закономерностей экономического развития России в последние годы. Эта особенность учебника предопределена четвертой функцией экономических дисциплин — практической.

Включение в материал учебника многочисленных статистических данных и их разносторонний анализ помогут читателю лучше ориентироваться в реальной экономике. Помещенные в конце каждой главы вопросы, тесты и задачи также предназначены для развития у студентов практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях. Все числовые задачи снабжены ответами.

Структура учебника отвечает сложившейся за последние годы традиции преподавания экономики в отечественных вузах. Однако есть и . нововведения. В главе о методах экономического анализа вводятся понятия индекса, корреляции, тренда и др., рассматриваются методы оптимизации. В главу о производстве включена модель Л. Канторовича, которая описывает равновесие производителя в случае двух продуктов. В главу о факторных рынках включена модель сигнализирования на рынке труда нобелевского лауреата по экономике 2001 г. М. Спенса, модель эффективной заработной платы. В главе об общественном секторе рассмотрены некоторые концепции общественного выбора, изложена концепция клубных благ. В главе о финансовой системе описана модель инвестиционного портфеля и т.д. В приложении предложены деловые игры, которые помогут преподавателю приблизить к реальной жизни теоретическую часть курса, а студентам — испытать свои силы в решении конкретных экономических задач.

Автор с благодарностью примет замечания и предложения, которые можно направлять по адресу: 195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, кафедра политической экономии.

Борис Васильевич Корнейчук,
доктор экономических наук,
профессор СПбГПУ